Болдинская осень в жизни и творчестве А.С. Пушкина
В 1830 году в самом начале осени А.С. Пушкин приехал в Болдино и прожил здесь три месяца - с сентября по ноябрь. Это была самая удивительная осень в его жизни. Однако в начале поездки автор планировал за месяц управиться с делами по введению во владение, выделенной отцом деревней, заложить ее и вернуться в Москву, чтобы справить свадьбу с Натальей Гончаровой. Ему было немного досадно, что приходится ехать осенью, ведь для него она являлась лучшим рабочим временем. Даже предстоящая свадьба не делала его счастливым. В письме к П.А. Плетневу он писал: "Милый мой, расскажу тебе все, что у меня на душе: грустно, тоска, тоска. Жизнь жениха тридцатилетнего, хуже тридцати лет жизни игрока… Осень подходит. Это любимое мое время - здоровье мое обыкновенно крепнет - пора моих литературных трудов настает - а я должен хлопотать о приданном да о свадьбе, которую сыграем бог весть когда. Все это не очень утешно. Еду в деревню, бог весть, буду ли иметь там время заниматься и душевное спокойствие, без которого ничего не произведешь…". Это настроение отразилось и в первых стихах, написанных той осенью - одно из самых тревожных и напряженных стихотворений Пушкина "Бесы" и отдающая глубокой усталостью, в которой даже надежда на будущее счастье окрашена в меланхолические тона, "Элегия" ("Безумных лет угасшее веселье...").
Приехав в Болдино, Пушкин узнал, что земля, которую ему оставил отец, составляет не отдельное имение, а часть деревни Кистенево. Поэт не собирался задерживаться здесь надолго, поэтому решил сразу же заложить имение. Однако настроение Пушкина скоро изменилось; все складывалось к лучшему: пришло "прелестное" письмо от невесты, которое "вполне успокоило": Наталья Николаевна соглашалась идти замуж и без приданого. Поэтому он решил вернуться в Москву, для этого подписал несколько бумаг и передоверил свои имущественные хлопоты писарю Петру Кирееву. Но выехать из Болдина не удалось: надвигалась эпидемия холеры. Вокруг устанавливались карантины. В письме к Н. Гончаровой поэт писал: "Около меня Колера Морбус ("холера смертельная"). Знаешь ли, что это за зверь? того и гляди, что забежит он и в Болдино, да всех нас перекусает". Из этого письма видно, что холера мало тревожит Пушкина (он не понимает, насколько она опасна), напротив, она сулила длительное пребывание в деревне. 9 сентября он осторожно пишет невесте, что задержится дней на двадцать, но в тот же день Плетневу, - что приедет в Москву "не прежде месяца". И с каждым днем, поскольку эпидемия вокруг усиливается, срок отъезда все более отодвигается, следовательно, увеличивается время для поэтического труда. Потом до Пушкина дошли вести о бедствиях от эпидемии, о том, что холера косит людей вокруг. Он беспокоился о Москве, о невесте, друзьях. Поэтому написал в Москву Погодину: «Пошлите мне слово живое, ради Бога. Никто мне ничего не пишет… Не знаю, где и что моя невеста. Знаете ли вы, можете ли узнать?..» Пушкин предпринял попытку вырваться, но карантины не пропускали. Получив, наконец, письмо из Москвы от Натальи Николаевны, успокоился и смог работать без помех.
Оглядевшись в Болдине, 9 сентября он пишет Плетневу: "Ты не можешь вообразить, как весело удрать от невесты, да и засесть стихи писать. Жена не то, что невеста. Куда! Жена свой брат. При ней пиши сколько хошь. А невеста пуще цензора Щеглова, язык и руки связывает <...> Ах, мой милый! что за прелесть здешняя деревня! вообрази: степь да степь; соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно, пиши дома сколько вздумается, никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы и стихов". Пушкин и не соврал, в тот период он написал наиярчайшие свои произведения. Его чувства обострила и близость страшной болезни. Пушкин всегда любил опасность. Опасность удваивала силы, вселяла дерзость. Недаром он писал в «Пире во время чумы»:
Всё, всё, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья...
В мире не было спокойствия. Только что произошла революция во Франции, окончательно скинувшая с трона Бурбонов. Бельгия восстала и отделилась от Голландии. Чуть позже, за несколько дней до отъезда Пушкина из Болдина, начнётся восстание в Варшаве. Обо всех этих событиях думал Пушкин в деревенской тишине. Мысли эти тревожили воображение, заставляли сопоставлять, искать внутренний смысл происходящего.
1830 г. - трагический рубеж в жизни Пушкина. Он ясно понял, что лишен независимости и свободы. Жестокое время против человека, и Пушкина уже больше не обманут легкокрылые надежды. «Повести Белкина» обнаруживают расхождение природы человека и быта, роли, навязанной героем или подсказанной традицией, которые многие действующие лица охотно исповедуют. Сильвио в «Выстреле» загоняет себя в рамки дуэльной распри и сословного тщеславия, но оказывается выше этих намерений, подсказанных, в сущности, литературным штампом романтического злодея. В «Метели» книжная любовь Маши и Владимира при всей ее выспренности оказывается тоже внушением традиции, а не непосредственным голосом сердца. И потому природа (метель), время, чувства разрушают предрассудки и открывают подлинные возможности жизни. В «Гробовщике» Андриан Прохоров потрясен сном, который выводит героя за рамки привычности. В «Станционном смотрителе» дается опровержение сниженной до лубочных картинок истории о блудном сыне. Ситуация «Барышни- крестьянки» тоже изображена как условность, один из предрассудков сознания героев и разрушена шутливо и простодушно. Человек у Пушкина выше быта, его окружающего.
И вот когда настал день 27 ноября 1830 года, в Болдино пришло известие: дорога на Москву открыта. Уже после возвращения в Москву, Пушкин писал Плетневу: "Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привез сюда: две последние главы "Онегина", восьмую и девятую, совсем готовые в печать. Повесть, писанною октавами (стихов 400), которую выдам "Anonym". Несколько драматических цен, или маленьких трагедий, именно: "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Пир во время чумы" и "Дон Жуан". Сверх того написал около тридцати мелких стихотворений. Хорошо? Еще не все…". Далее Пушкин сообщает, что написал, пять повестей прозой. болдино пушкин свобода творчество
Таким образом, в Болдино А.С. Пушкин вспоминал свою молодость и былые увлечения, в Болдине он прощался с ними навсегда. Свидетельство тому в его бумагах: листки со строчками стихов "прощанья", "заклинанья", "для берегов отчизны дальной". В этих стихотворения, как и в других, писавшихся в Болдине, Пушкин выразил настроение человека, который с печалью, с душевной мукой вспоминает о прошлом и расстается с ним. Три месяца. Срок, как выяснилось, громадный… Теперь на земле осталось еще одно место с которым он сроднился и которое без него осиротеет.
по материалам: https://studwood.ru